15 октября 2020

 "Воспитание экологической культуры детей средствами музыки"

 


Экология и музыка - как связать эти два широких понятия, ведь экология это наука, а музыка  один из видов искусств? Чтобы ответить на этот вопрос нужно дать определение, что такое экология, и что такое искусство.

 

Экология  ( οικος — дом, хозяйство, обиталище и λόγος — учение) наука, изучающая взаимоотношение человека с окружающей его природной средой, включая экономическое использование природных ресурсов, их охрану и восстановление.  Экология  как наука появилось в 1866 г.

Искусство -  это художественная модель мира, созданная     человеком путем творчества.

Отличие искусства от науки заключается в том, что наука говорит языком отвлеченных понятий,  а искусство - это  язык образов, которые наглядно показывают  характер тех или иных явлений  мира.    Искусство – это чувственное познание мира,  а наука –  эмпирическое  познание     (т. е. познание  через  опыт,  наблюдения, научные обобщения).

    Искусство воссоздает художественную, чувственную модель мира, а наука экология изучает взаимоотношение человека с окружающей его природной средой.

     Наука экология достаточно молода.   Возникла она в период,  когда человеческая цивилизация подошла к черте самоуничтожения, и осознала что мир, в котором живет человек, не так уж велик и бесконечен, что земля наш общий дом, отсюда и греческий корень в названии – «экос» – дом.

     Чем же музыка может помочь в решении проблем экологии, ведь музыка – это один из самых загадочных и абстрактных видов искусств?

     Ответ сразу  напрашивается – мы будем с помощью музыки  воспитывать в детях эстетическое чувство  прекрасного,  любовь к природе, доброту. И для этого необходимо использовать лучшие музыкальные образцы  творчества русских и зарубежных композиторов, а так же фольклор.  Но ведь музыка Вивальди, Баха, Моцарта написана в 18.в., Чайковский, Глинка, Римский-Корсаков жили и творили в 19 в.,  а народное творчество существует тысячелетия, и не одно поколение воспитывалось и выросло на этой музыке, воспевающей красоту природы, красоту человеческой души, однако, человечество  все же, подошло к экологической катастрофе.

Язычник – и его мироощущение.

     Человек дохристианской эпохи  ощущал себя маленьким и слабым в огромном, бескрайнем мире. Его представления об этом мире были мифологические, сказочные.   Существование людей  зависело от погоды (урожай – сытая зима, неурожай – голод), от среды обитания. И они относились с большим уважением к силам и  явлениям природы, к растениям, земле, животным. Они все это обожествляли и пытались задобрить, при помощи красочных обрядов, где были задействованы и песни и пляски, и игры, заклинания и особые костюмы.

    И не случайно в текстах песен, сказок, былин мы встречаем красочные сравнения, гиперболы, метафоры:  Волга-матушка, Мать- сыра земля, травушка-муравушка,  невесту сравнивали с утушкой,  жениха  – с  селезнем.  В песне часто картины природы являются фоном для передачи чувства героя: «То не ветер ветку клонит, не дубравушка шумит. То мое сердечко стонет, как осенний лист дрожит».

     В эпоху Возрождения, мироощущение человека кардинально меняется.  Это связано с научными и географическими открытиями.   Колумб открыл Америку, возникла теория  Коперника, что Земля – шар,  развивалась физика, математика, химия, биология, медицина и т.д.  Это явилось  концом мифологических представлений  об окружающем мире. Теперь умами правит наука.

    Человек Ренессанса впервые осознал себя личностью,  творцом своей судьбы, хозяином на планете и венцом творения божьего.

    И с этого момента природой восхищаются, как стихийным, Божественным началом, совершенно неисчерпаемым, бесконечным «Рогом изобилия».

    В 19в.  в искусстве появляется новое течение Романтизм, для него характерно  трепетное отношение к природе, проникнутое лиризмом и поэтичностью. В живописи появляется новый жанр – пейзаж, где природа является не фоном, а главным предметом изображения.     В творчестве композиторов  наблюдается всплеск  интереса к народному творчеству, поиску национальных корней, национальной идеи. Музыканты и филологи начинают собирать образцы народного фольклора – появляются первые сборники народных песен, сказок, игр. Народные напевы широко  используют  в своих произведениях русские композиторы классики.  М.И.Глинка  в  первом своём симфоническом произведение  «Камаринская», в  вариационной форме  поочередно  развивает  две русские народные песни, и цитирует их в подлинно народном духе.

     Замечательный русский композитор Н.Римский-Корсаков продолжает традиции Глинки.  В своих произведениях часто рисует картины старинного русского быта, обращается  к сюжетам русской истории,  сказкам.  Примером   являются оперы «Садко»  (сюжет -  русская былина),  опера-сказка «Снегурочка». Развитие сюжета часто происходит на фоне поэтических картин природы, в изображении которых музыка играет огромную изобразительную роль.

    Традиция использования народного фольклора в своем творчестве была продолжена и в советский период, но параллельно этому в научных умах появились идеи поворота рек вспять, строительства многочисленных гидроэлектростанций, урбанизация, изобретение и испытание новых видов оружия и т.д.

    Наблюдается явный парадокс.   В искусстве природой восторгались,  а в науке природу порабощали, покоряли и пытались усмирить.  И долгое время, когда экологическая проблема уже  существовала, она еще не была отражена в системе образования.

Но время не стоит на месте и перед нами такая проблема уже поставлена.  А.С. Пушкин: «Музыка может ударить по сердцам с неведомой силой!».

    Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребёнка к миру прекрасного. Важно не только научить его понимать и любить музыку, но и через музыку видеть прекрасное  в окружающем нас мире.

    Экологическое воспитание дошкольников будет более успешным, если

использовать музыку и различные виды  музыкальной деятельности  на занятиях по экологическому воспитанию.

      Часто мы видим, как ребёнок, не задумываясь, обрывает листья на деревьях, давит муравья, срывает цветок и, немного поиграв, их выбрасывает. Как хочется научить его понимать всю красоту природы, бережно относиться к ней, сознавать, что всё это – живое  и неповторимое.       Раскрыть самоценность объектов природы, обогатить, окрасить  восприятие  ребёнка эмоционально-положительным отношением – вот задачи, которые успешно решают все виды  музыкальной деятельности, воздействуя на эмоциональную сферу дошкольника.

     В психолого-педагогической литературе, посвящённой изучению эмоционального развития дошкольника, утверждается, что отклик у ребёнка вызывают лишь те объекты, которые включены в поле его формирующихся ценностей. Слушая «Жаворонка» М.И.Глинки, произведения  из музыкального цикла «Времена года» П.И.Чайковского, исполняя песню воробышка, танец осенних листочков или мотыльков, ребёнок воспринимает себя частью природы, творчески постигает её красоту, происходит становление его эстетических и нравственных чувств направленных на восприятие  природы.

      Музыка – постоянный спутник человека во всей его жизни. Под влиянием музыки развивается у ребёнка художественное восприятие, богаче становятся переживания.  

    Хорошо представлены темы природы в программе по слушанию О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»: тема III  называется «Музыка рассказывает о животных и птицах»,  IV - «Природа и музыка»  (Для всех возрастов).  

    Слушая, например, пьесу П.И. Чайковского «Песня жаворонка» и не зная еще ее названия, а воспринимая лишь спокойный, светлый характер мелодии, дети, даже имеющие одинаковую подготовку, будут переживать и мыслить по-разному. У одних может возникнуть представление о картине природы, о птицах. Другие могут почувствовать лишь характер музыки: «тихая, легкая, нежная». У третьих появятся приятные чувства, которые ассоциируются с определенными жизненными явлениями. Педагог должен словесными пояснениями вызвать конкретные переживания и направить внимание детей на особенности средств музыкальной выразительности, которые придают произведению светлый, мечтательный характер и создают образ поющего жаворонка.   

    Но  наряду с произведениями классической музыки, необходимо включать в репертуар ребёнка произведения написанные детскими композиторами  для детей.

     В современной популярной музыке тоже есть произведения, которые можно использовать для музыкально-экологического развития детей, например: песня Ю.Антонова «Не рвите цветы», А. Зацепина "Ты слышишь, море", М. Дунаевского "Непогода" и др.

      Дети очень любят игровую ритмику.  «Путешествуя» к бабушке в деревню,  они знакомятся с домашними животными и в движениях передают их повадки – забавных щенят, козлят, лошадок и поросят, а то и на далёкий Север, где в тундре пасутся  северные олени, бегают шустрые лемминги, песцы, кричат северные чайки.  Правильно  подобранная музыка помогает детям «примерить» на себе тот или иной образ, ощутить себя, то диким и свирепым львом, то красивым нежным цветком, пчёлкой.

     Большая  роль в экологическом воспитании  отводится  праздникам и развлечениям в ДУ.  Красиво украшенный зал, нарядные костюмы – создают особую атмосферу для  развития эколого-эстетических качеств.  На праздниках  исполняются песни, танцы, стихи о природе.    Старичок-Лесовичок,  прежде чем пригласить ребят в лес, расскажет им - как  нужно в лесу себя вести, Кикиморе  ребята  помогут очистить от мусора болото, чтобы в нём могли жить её подружки-лягушки, а  от Лешего  дети узнают о том, что нет «плохих» грибов в природе, что и мухоморы полезны для заболевших зверей, и не нужно их топтать и уничтожать.  

     С уверенностью можно сказать, что ребёнок, получивший экологическое образование в детском саду, никогда не обидит живое существо, не разрушит муравейник, не разорит гнездо птицы.

         Использование   музыки в экологическом воспитании – даёт возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет и в его руках окажется огромная ответственность перед будущим поколением. Чем раньше мы  донесём  до наших детей мысль: «Человек – часть Природы», тем дольше сохраниться жизнь на Земле! В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. И поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки – это более успешное и продуктивное воспитание.                      

 

 

 

 

Использован материал  Герасимовой Ж.Н.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий