28 декабря 2017

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ
5-6 ЛЕТ




 ПЕРЕЧЕНЬ:

  Слушание музыки
  1. Музыкально – дидактические игры:
    • «Ритмическое лото»
    • «Бубенчики»
    • « Цирковые собачки»
    • «Маленькие лесенки»
    • «Кто самый внимательный»
    • «Буратино»
    • «Озорное эхо»
    • «Игра с платочками»
    • «Шаг и бег»
     2.   Сюжетные музыкально – дидактические игры:
    • « Узнай  гостя»
    • «Любимый герой»
    • «Кто приехал в зоопарк»
    • «Смелый капитан»
    • «Музыкальная дорожка»
  1. Сюжетные музыкальные игры:
    • «Мелодические шашки»
    • «Дверь и пол»
    • «Шуршалки»
    • «Бумажная фантазия»
    • «Шепчущие человечки»
    • «Лесные шаги»
    • «Дождик»
    • «Лошадки»
    • «Музыкальные картинки»
    • «Часики»
    • «Радостная капелька и добрая капля»
    • «Ласковый ветерок и грустное облако»
    • «Нежная кошка и  грустный  котёнок»
    • «Спокойные листья и сердитый дождик»
    • «Мышки и весёлый мяч»
Пение
1.Музыкально – дидактические игры:
    • «Громко – тихо запоём»
    • «Кулачки и ладошки»
    • «Узнай песенки по двум звукам»
    • «Весёлые матрёшки»
    • «Музыкальная лесенка»
    • «Нарисуй мелодию»
    • «Колокольчики – бубенцы»
    • «Ступеньки»
    • «Прогулка»
    • «Три медведя»
    • «Три поросёнка»
    • «Какой колокольчик звучит?»
     2.  Сюжетные дидактические игры:
    • «Певец – попугай»
    • «Узнай по песенке»
    • «Подскажи голосок»
    • «Найди золотой ключик»
    • «Кто поёт выразительней»
    • «Давайте познакомимся»
    • «Цуды – прыпеўкі»
  1. Сюжетные музыкальные игры:
    • « Осень»
    • «Цветы»
    • «Повторяй за мной»
    • «Говорим с солнышком»
    • «Ап – чхи»
    • «Вазы и ромашки»
Музыкально-ритмические движения
1.Дидактические музыкальные игры
    • «Воротики»
    • «Передай мяч»
    • «Жмурки»
    • «Змейка»
    • «Музыкальные загадки»
  2.Сюжетные дидактические игры:
    • «Король и принцесса»
    • «Зязюлька»
    • «Чья фигура лучше?»
    • «Эх, яблочка»
    • «Чей радист лучше?»
3.Сюжетные музыкальные игры:
    • «Башмачки»
    • «Балерины»
    • «Клоуны»
    • «Важный лев»
Элементарное музицирование
1.Музыкально-дидактические игры
    • «Два барабана»
    • «Музыкальные инструменты»
    • «Кто поёт?»
    • «Угадай инструмент»
    • «Что звучит?»
2.Сюжетные дидактические игры:
    • «Передай привет»
    • «Ритм-помощник»
    • «Музыкальный магазинчик»
    • «Найди гнездо»
    • «Музыкальная арка»
    • “Музычнае спаборніцтва”
3.Сюжетные музыкальные игры:

    • «Шёпот»
    • «История камней»
    • «Свистящий чайник»
    • «Звенящие ракушки»
    • «Непоседливые блюдца»
    • «Болтливая машинка»
    • «Часы»
    • «Важный телефон»
    • «Разговор кастрюль»
    • «Ложки»
    • «Колокольчики»
    • «Шумовой оркестрик»

Музыкально-дидактическая игра
 «Бубенчики»
Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников», с.60.
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Оборудование: карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчиков: красный - «дан», зеленый - «дон», желтый - «динь»; маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков  (на каждой по одному); металлофон.
Ход игры: Ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит немного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): дон-дон-дон. Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», и звучит он так (поет соль первой октавы): динь-динь-динь». Педагог просит детей спеть, как звучат бубенчики: низкий, средний, высокий. Затем всем детям раздают по одной большой карточке.
Педагог показывает маленькую карточку, например, с желтым бубенчиком. Тот, кто узнал, как звучит этот бубенчик, поет «динь-динь-динь» (соль первой октавы).  Педагог дает ему карточку, и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке.
Металлофон можно использовать для проверки ответов детей, а также в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне).
В игре участвует любое количество детей (в зависимости от игрового материала). Но при этом надо помнить, что каждый участник получит маленькую карточку только тогда, когда споет соответствующий звук или сыграет его на металлофоне.



Музыкально-дидактическая игра
«Ритмическое лото»
Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников», с.57.
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель: научить детей правильно исполнять знакомые ритмические рисунки на детских музыкальных инструментах.
Оборудование:  Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты — группа ударных (ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2—3 карточки
Ход игры: Ребенок-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).
При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся. Одному ребенку можно дать большее число карточек (3,4).


Музыкально-дидактическая игра
«Кто самый внимательный?»
Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников».
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель: развивать у детей представление о долгих и коротких звуках в сочетании с графическим изображением.
Оборудование: ритмические карточки.
Ход игры:   Педагог предлагает детям при помощи хлопков, шлепков или притопов «прочитать» поочерёдно сменяющие друг друга ритмические карточки.
Усложнять игру можно, используя соревнования между подгруппами.
Объявлять нужный способ «чтения» (хлопки, шлепки, притопы) педагог должен в короткой паузе между сменой карточек.
Ритмические группировки на карточках должны быть лаконичны, разнообразны и иметь логическое завершение (не обрывать «ритмическую мысль»).


Музыкально-дидактическая игра
«Буратино»
                              Н.Г.Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников», с.27.
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель: закрепление программных музыкальных произведений.
Оборудование: Коробка, на ней нарисован Буратино. С боковой стороны коробка открывается, туда вставляются карточки с красочными иллюстрациями к различным программным песням и пьесам (елочка, паровоз, машина, санки, кукла, флажок и т.д.), знакомым детям.
Ход игры. Воспитатель объясняет детям, что к ним в гости приехал Буратино и привез с собой песни, а какие — дети сами должны отгадать. Музыкальный руководитель проигрывает произведения, дети отгадывают. Для проверки ответа из коробки достают соответствующую картинку.
Например, исполняется песня  «Елочка » М. Красева, ребенок достает карточку с изображением новогодней елки, или звучит мелодия песни «Паровоз» З. Компанейца – из коробки достают картинку паровоза и т. д.














Музыкально-дидактическая игра
 «Воротики»
                               Н.Г.Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников».
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель: обучить детей восприятию ритмического разнообразия (долгие и короткие звуки) посредством движений под музыку.
Ход игры: Педагог делит детей на первые и вторые номера.  Дети с одинаковыми номерами становятся парами, образуя круг. Пары под первыми номерами чередуются с парами под вторыми номерами.  Под звучание марша все дети парами идут по кругу энергичным шагом, высоко поднимая колени.С окончанием музыки педагог даёт команду, например: «Первые номера!» - и это значит, что дети, стоящие под этими номерами, должны быстро поднять сцепленные руки вверх, образуя «воротики». Под звучание польки, не названные номера, лёгким бегом пробегают в «воротики».  Далее игра повторяется сначала, но «воротики» образуют другие номера. С целью концентрации внимания детей педагог может называть одни и те же номера несколько раз.
В процессе игры педагог акцентирует внимание детей на связь их движений с характером музыки. Перед игрой необходимо закрепить с детьми полученные ранее знания о долгих и коротких звуках.


Музыкально-дидактическая игра
 «Жмурка»
                                   Н.Г.Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников»
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель: обучить детей восприятию смены темпа в музыке и точной реакции на неё посредством движения.
Ход игры: Педагог выбирает среди детей «жмурку», а остальных детей настраивает на определённые движения. Под медленное исполнение музыки они должны сидеть на одном колене с прямой спиной, «жмурка» ходит между детьми, под быстрое исполнение музыки – передвигаться лёгким бегом по залу вокруг «спящего жмурки».С окончанием музыки «жмурка» ловит детей.



















Сюжетная музыкально-дидактическая игра
 «Музыкальная дорожка»
                                                     Л.С.Ходонович «Путешествие в мир музыки», с.77.
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель игры: научить дошкольников различать и передавать хлопками в ладоши подвижные динамические оттенки мелодии  от тихого до громкого.                                          
Оборудование:               музыкальные произведения с яркой сменой контрастной динамики, например: Моцарт. Симфония № 40, ч.1. (фрагмент)
Ход игры: Л.С. Ходонович. Путешествие в мир музыки.  2010г. Стр.193.

















                        





Сюжетная музыкально-дидактическая игра
 «Смелый капитан»
                                                  Л.С.Ходонович «Путешествие в мир музыки», с.148.
Возраст: от 5 до 6 лет
Оборудование:               фонограмма музыкального произведения, передающая контрастные настроения моря,  напр. Н. Римский  -Корсаков. Вступление к опере «Садко»: Море. Портрет Н. Римского-Корсакова. Плоскостные разноцветные кораблики трёх размеров (большой, средний, маленький)-     по одному на каждого ребёнка.
Ход игры: Л.С. Ходонович. Путешествие в мир музыки.   2010г. Стр.157.























Сюжетная музыкально-дидактическая игра
 «Кто приехал в зоопарк?»
                                                 Л.С.Ходонович «Путешествие в мир музыки», с.136.
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель: научить дошкольников  внимательно слушать музыку, представлять музыкальный образ,     его настроение, передавать его особенности в однородных и синтетических музыкальных композициях-импровизациях. 
Оборудование: карточки или медальоны с изображением жителей зоопарка или их плоскостные фигуры, игрушки: лев, волк, лебедь, слон, черепаха, золотые  рыбки.
Ход игры: Л.С. Ходонович. Путешествие в мир музыки.   2010г. Стр.143.



Сюжетная музыкально-дидактическая игра
 «Любимый герой»
                                                   Л.С.Ходонович «Путешествие в мир музыки», с.148.
         Возраст: от 5 до 6 лет
Цель: научить детей активно сопереживать герою и настроению музыки; различать динамику музыки и соотносить это с настроением музыкально-игрового образа; выражать свои чувства в танцевальных  импровизациях.
Оборудование: песня « Бу-ра-ти-но!» (муз. Г.Гладкова, сл. Ю. Энтина).
Ход игры: Л.С. Ходонович. Путешествие в мир музыки.   2010 г. Стр.109


























Сюжетная музыкально-дидактическая игра
«Узнай гостя»
                                              Л.С.Ходонович «Путешествие в мир музыки», с.77.
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель: научить детей определять ритмические особенности разных музыкальных произведений.
Оборудование: наградные фишки.
Музыкальный репертуар: М. Равель. Болеро.   (фрагмент); Д. Шостакович. Симфония № 7, 1 ч. (фрагмент).
Ход игры:  Педагог: - Ребята ,у нас сегодня необычный гость. Вот его музыкальный портрет. Послушайте и попробуйте представить себе образ этого гостя. Звучит фонограмма: М.Равель. Болеро(фрагмент).Дети слушают музыку и одновременно исполняют танцевальные импровизации; по окончанию звучания музыки дают предполагаемые  ответы. Выслушав  ответы детей, педагог продолжает:
         - Портрет этого необычного гостя дан в вашей музыкальной книге  «Путешествие в мир музыки» (с.22) Интересно, как же его зовут? (Дети обмениваются впечатлениями)   - Это портрет  гордого, строгого и величавого принца  Ритма. Он прислал нам свой музыкальный привет. О чем же в нем рассказывается? Давайте послушаем музыкальное послание принца Ритма и расскажем друг другу, что мы поняли.
        Звучит фонограмма: Д. Шостакович. Симфония №7,1ч. (фрагмент). Выслушав ответы детей, педагог говорит: -Принц Ритм рассказал о врагах, напавших на его страну, о Колдунье Молчунье и ее слугах. Послушайте, что произошло с принцем Ритмом.
Проводится игра «Определи песенку по ритму».





Музыкально-дидактическая игра
«Озорное эхо»
Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников», с.51.
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель: развитие звуковысотного слуха в сочетании с чувством лада.
Оборудование:  мяч.
Ход игры: Дети стоят в кругу, в центре педагог с мячом. Мячик - эхо, разрисованный символическим изображением эха – с одной стороны весёлая гримаса, окруженная словами, например: «Ау», «Солнышко», «Здравствуй», с другой - грустная гримаса, окруженная словами: «Дождик», «Тучка», «Ослик».
Бросая мячик – эхо кому-либо из детей, педагог пропевает его имя или слово настроение. Ребёнок должен вернуть мяч, интонационно точно повторяя музыкальную фразу.



















Музыкально-дидактическая игра
«Игра с платочком»
     Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников».
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель: развивать у детей реакцию на смену динамических оттенков.
Оборудование:  цветные платочки.
Ход игры: Дети сидят или стоят на небольшом расстоянии друг от друга, в руках у них цветные платочки. Под громкое звучание музыки дети машут платочками над головой, под тихое звучание музыки – прячут платочки за спину (аудиозапись вариаций Моцарта из оперы «Волшебная флейта»).         Невнимательные к смене динамики дети выбывают из игры.



Музыкально-дидактическая игра
«Шаг и бег»
      Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников».
Возраст: от 5 до 6 лет

Цель: дать детям представление о долгих и коротких звуках.
Оборудование: карточки с  графическим изображением звуков «та» и «ти».
Ход игры: Педагог даёт детям прослушать марш и предлагает определить, что удобнее всего делать под эту музыку. После ответа детей педагог предлагает им прошагать под эту же музыку, произнося слово «шаг – шаг – шаг».  Детям предлагается повторить то же самое, заменив неудобное слово «шаг» более удобным слогом «та».  Педагог демонстрирует детям графическое изображение слога «та» - |.
Звучит аудиозапись с музыкой для лёгкого бега, и педагог предлагает определить, что удобнее всего делать под эту музыку.
После ответа педагог предлагает им пробежать на носочках, говоря слово бег – бег – бег».
Детям предлагается повторить то же самое, заменив неудобное слово «бег» на короткие слоги «ти-ти».
Педагог  демонстрирует  детям графическое изображение слогов «ти-ти» - [[.
Закончить  данную игру необходимо совместным выводом  детей и педагога, что символ долгого звука «та» содержит в себе два более коротких символа «ти-ти» - | = [[.
Движения шагом и бегом можно заменить хлопками, шлепками или притопами, то есть всю игру можно освоить, не сходя с места.








Сюжетная музыкальная игра
«Ромашка»
                                                   Г.А.Никашина «В мире фантазии и звуков», с.12.
Возраст: от 5 до 6 лет
Оборудование: эмоциональные  открытки,
карточки-модели  ритмоинтонаций, изображающие эмоции важности, нежности радости, грусти, динамическая партитура, цветные фигуры.  
Цель  игры: развитие чувства ритма в процессе музыкально- речевого интонирования
Ход игры: Г.А. Никашина. В мире фантазии и звуков. Стр. 12-13.



Музыкально-дидактическая игра
«Змейка»
                                                   Г.А.Никашина «В мире фантазии и звуков», с.15.
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель: формирование у детей представления о польке и вальсе на основе некоторых их элементов.
Ход игры: Педагог делит детей на три подгруппы и выстраивает в колонны в указанных местах зала. Под звучание польки все дети двигаются по залу «змейкой».Под звуки вальса, стоя на месте, дети выполняют:
1. Плавные движения руками вверх-вниз        перед собой;
2. Шаг вальса вперёд-назад или в стороны - назад.С окончанием музыки все дети бегут на свои места. Выигрывает та колонна, которая построилась раньше других.


















Музыкально-дидактическая игра
«Музыкальные загадки»
                                                   Л.С.Ходонович «Путешествие в мир музыки», с.52.
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель: закрепление у детей представлений о жанровом разнообразии танцевальной музыки посредством соответствующих элементов танцевальных движений.
Ход игры:  Педагог делит детей на 3-4 подгруппы по 5 человек в каждой. Дети каждой подгруппы строятся, образуя параллельные колонны. В другом конце зала стоит воспитатель. Под звучание музыки дети, стоящие первыми в каждой колонне, двигаются по направлению к воспитателю шагом, соответствующим характеру музыки. Если ребёнок выполняет движения, соответствующие музыке, то есть отгадал музыкальную загадку, воспитатель вручает ему символическую нотку.
         Далее игра продолжается под звучание всех остальных произведений с участием остальных детей.


Сюжетная дидактическая игра
«Король и принцесса»
Л.С.Ходонович «Путешествие в мир музыки», с.26.
 Возраст: от 5 до 6 лет
Цель игры: Научить детей соотносить   музыкально-ритмические  движения с характером музыки.
Оборудование:
1.Корона для короля и принцессы.
2.Фонограммы танцевальной музыки, напр.: обр.В. Куприяненко. Чэшка и Смешка; Старадаунi палескi вальс; Лядзецкая полька;
Ф. Шопен. Вальс № 7; Э. Григ. Пер Гюнт: Танец Анитры; С. Прокофьев. Ромео и Джульетта.     Джульетта- девочка и др.
Ход  игры: дети стоят в кругу. Выбирают «короля», он надевает корону и двигается внутри круга в ритме слов детей, ищет « принцессу».
Дети хором:
Шел король по лесу, по лесу, по лесу,
Нашёл себе принцессу, принцессу, принцессу.
По окончании  слов « король» останавливается возле выбранной  «принцессы»   и говорит:
      Маша, тебя в принцессы выбираю,
      На бал чудесный приглашаю.
Выходи, не стыдись,
В танце всем покажись!
Затем «король» выводит «принцессу» в центр круга.
Звучит музыка. «Принцесса» одна или  в паре с «королём» танцует. По окончании танца «король» надевает корону «принцессе» и становится в круг. Игра повторяется с солирующей  «принцессой».
Шла принцесса по полям, по полям, по полям,
Нашла себе короля, короля, короля.
Петю в короли  я выбираю и т.д.




Сюжетная дидактическая игра
 «Зязюлька»
Л.С.Ходонович «Путешествие в мир музыки», с.133.
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель:  Научить  дошкольников исполнять песни выразительно; петь      без музыкального сопровождения хором и соло; различать   тембры       голосов солистов.
Ход игры: Выбирают водящего, который становится в центре круга. Остальные медленно идут по кругу и поют хором без сопровождения белорусскую народную песню  «Ты, зязюлька,  не кукуй». После    слова «смуткаваць»    дети останавливаются. Ребёнок, оказавшийся за спиной водящего, становится «зязюлькай».Он допевает   песню, солируя: «Ку-ку!
Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!» Водящий, дослушав солиста до конца, не оглядываясь, называет его имя вслух. Если   имя     названо верно, солировавший ребёнок говорит «Да!» и бежит вдоль круга с внешней стороны, чтобы раньше водящего    занять своё место. Водящий, услышав «Да!»,выбегает из круга и стремится занять его место первым. Кто займёт место в кругу- становится играющим, кто не успел- водящим.


Сюжетная дидактическая игра
«Чья фигура лучше?»
Л.С.Ходонович «Путешествие в мир музыки», с.144.
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель игры: Научить детей   выражать представления о музыкальном образе в танцевальных импровизациях и конструировать их как целостные композиции;  исполнять      импровизации, не повторяя друг друга.
Оборудование:
1. Фонограмма с фрагментами музыкальных произведений:
Д. Шостакович.  Романс из к/ф  «Овод»;
В. Моцарт. Симфония № 40, 1 ч;
А. Хачатурян.  Балет «Гаянэ»: Танец розовых      девушек;
П. Чайковский. Балет «Щелкунчик»:Танец пастушков.
2.Наградные фишки.
3.Атрибуты костюмов.
Ход игры: Дети делятся на  пары или группы. Водящий говорит :
                                         Приглашаю танцевать
                                         И фигуру показать!
Включается запись первого музыкального фрагмента. Все импровизируют под музыку. С окончанием звучания водящий говорит:
Раз, два, три!
Первую фигуру покажи!
Каждая группа детей замирает в той или иной танцевальной позе, соответствующей характеру звучавшей музыки. Водящий определяет    лучшую фигуру и награждает фишкой. Затем из лучших фигур каждой пары или группы дети конструируют общую целостную музыкальную  композицию   под    музыкальное произведение, к фрагментам которого придумывали движения.                                      

                         

Музыкально-дидактическая игра
«Передай мяч»
            Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников».
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель: обучить детей восприятию контрастных динамических оттенков в движении.
Оборудование:  мяч.
Ход игры:  Дети стоят в кругу. Педагог оговаривает с ними условия игры: под громкое звучание музыки мячик передают вправо, под тихое звучание музыки – влево. Если музыка звучит громко, движения рук с мячом могут быть более энергичными и волевыми, а если музыка звучит тихо – более плавными и нежными.



Сюжетная дидактическая игра
 «Цуды – прыпеўкі»
                                             Л.С.Ходонович «Путешествие в мир музыки», с.202.
Возраст: от 5 до 6 лет
Задачы:Вучыць дзяцей складаць арыгінальныя мелодыі і цалкам прыпеўкі; выконваць іх выразна, саліруючы ў розных музычна- гульнявых вобразах; хорам спяваць прыпеўкі дзеючых асоб гульні.
Ход гульні:  Дзеці, выбраныя на роль Лісы і Лісачкі, споборнічаюць паміж сабой. Яны складаюць і спяваюць прыпеўкі, у якіх просяць Пеўніка паказаць свій музычны талент. Пераможцам становіцца аўтар найбольшай колькасці прыпевак. Апошнюю прыпеўку пераможцы выконваюць усе дзеці – музычнае рэха.
    


















Сюжетная музыкальная игра
«Шуршалки»
                                                          Г.А.Никашина «В мире фантазии и звуков».
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель: Создание игровой музыкальной ситуации, побуждающую ребёнка прочувствовать, домыслить дальнейшее развитие художественного образа на
основе распредмечивания эмоционального содержания музыки.
Материал: бумага различного качества, карточки-модели ритмоинтонаций.
Игровое задание:
Предлагаем:
А) послушать звук шуршащей бумаги;
Б) выявить сенсорный характер звучания (тихий или громкий)
В) рассмотреть карточки ритмоинтонаций, соответствующие  ритмическому рисунку звукоподражаний (шуршащие листья, ёжик, шорохи птиц), и воспроизвести с помощью звуковых жестов (поглаживание ладошек, тихих хлопков и т.д.)
Г) имитировать шуршание листьев, ёжика, шорохи птиц с помощью слогов «Шур-ша-ши», «фуш-фуш», «шох-фыр» сначала в размере 2/4, затем - 3/4
Д) совместно создать звуковую картину «Шуршание листьев» или «Лесные
шорохи» с помощью шуршащей бумаги и шёпота, затем под музыкальный аккомпанемент.


Сюжетная музыкальная игра
«Бумажная  фантазия»
                                                  Г.А.Никашина «В мире фантазии и звуков», с.44.
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель: Создание игровой музыкальной ситуации, побуждающую ребёнка прочувствовать, домыслить дальнейшее развитие художественного образа на
основе распредмечивания эмоционального содержания музыки.
Материал: бумага различного качества, фольга, полиэтилен, эмоциональные
открытки.
Игровое задание
Предлагаем:
А) послушать звук шуршащей, мнущейся бумаги;
Б) выявить характер (шуршащий, скрипящий, колющийся, нежный, решительный, игривый ) и музыкально- сенсорные особенности звучания
(громкость, высоту, темп, тембр)
В) придумать ассоциации: «На что похоже?»
Предполагаемые ассоциативные образы: дождь, листья, ёжики, ветер, движение сказочных  персонажей.
Г) сочинить шумовую историю на темы: «Лесная фантазия», «Осенний шум»
«Бал листьев», «Песок», «Загадочные шаги», «Воздушный шарик»
Д) в зависимости от придуманного сюжета подобрать к истории открытку, изображающую  эмоцию, и послушать музыку  (по выбору педагога).







Сюжетная музыкальная игра
«Лесные шаги»
Г.А.Никашина «В мире фантазии и звуков», с.47.
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель: Создание игровой музыкальной ситуации, побуждающую ребёнка прочувствовать, домыслить дальнейшее развитие художественного образа на
основе распредмечивания эмоционального содержания музыки.
Материал: бумага разного качества, целлофан, фольга, карточки-модели
ритмодекломаций, эмоциональные открытки.
Игровое задание
Предлагаем:
А) послушать звук сжимающейся бумаги, целлофана, фольги;
Б) выявить сенсорный характер звучания (громкий, тихий);
В) рассмотреть карточки ритмоинтонаций, отображающие ритмический рисунок шагов нежной лисы, испуганного зайчика, важной совы, и воспроизвести звуковыми жестами  (хлопками)
Г) имитировать скрип шагов зверей на снегу с помощью движения и сжимающейся бумаги;
Д) поделиться на команды (лисы, зайцы, совы) и совместно повторить предыдущее упражнение, затем под музыкальный аккомпанемент;
Е) послушать марши важного, осторожного, нежного характера и выбрать открытки, изображающие соответствующие эмоции
Блоки ритмоинтонаций:
Шаги нежной лисы
Шаги испуганного зайчика
Шаги важной совы
Музыкальные произведения по выбору музыкального руководителя.



Сюжетная музыкальная игра
«Дождик»
Г.А.Никашина «В мире фантазии и звуков», с.49.
Возраст: от 5 до 6 лет
Оборудование: карточки-модели музыкальной интонации, цветные фигуры, эмоциональные открытки, блоки ритмоинтонаций, отражающие эмоции взволнованности, сердитости; музыкальные игрушки инструменты (треугольник, металлофон).
Образы: взволнованный ветер и сердитый дождик.
Игровое задание. Предлагаем:
а) послушать рассказ;
б)послушать звукоподражание взволнованному ветру и сердитому дождю на слоги у-гу-гу; капль и выявить сенсорные особенности звучания(громко, быстро, беспокойно, взволнованно, тревожно, сердито, громко ,медленно ,низко);
в)рассмотреть блоки ритмоинтонаций , карточки-модели,  цветные фигуры ,соответствующие эмоциям взволнованности, сердитости;
г) и др. варианты.
Сюжетно-игровая интонация: Г.А.Никашина «Малыш и музыка» стр.43












Сюжетная музыкальная игра
 «Лошадки»
                                                            Г.А.Никашина «Малыш и музыка»,с.45.
Возраст: от 5 до 6 лет
Оборудование: карточки-модели музыкальной интонации, цветные фигуры ,эмоциональные открытки, блоки ритмоинтонаций, отражающие эмоции радости; шумовые и музыкальные игрушки инструменты (погремушки, бубны); деревянные кубики.
Образ: ликующая лошадка.
Игровое задание. Предлагаем:
а) послушать рассказ;
б)послушать звукоподражание топоту скачущей лошадки на слог цок и выявить сенсорные особенности его звучания (громко, медленно, низко, важно, тихо);
в)рассмотреть блоки ритмоинтонаций, карточки-модели,  цветные фигуры ,соответствующие эмоциям радости;
г) и др. варианты.
Сюжетно-игровая интонация: Г.А.Никашина «Малыш и музыка» стр.45.


Сюжетная музыкальная игра
 «Музыкальные картинки»
Г.А.Никашина «В мире фантазии и звуков», с.77.
Возраст: от 5 до 6 лет
Оборудование: музыкальные фрагменты иллюстрации с изображением грустной и веселой девочки, эмоциональные открытки, цветные фигуры, карандаши, краски, отражающие эмоции грусти, радости; бумага.
Образ: грустной и веселой девочки.
Игровое задание. Предлагаем:
а) послушать рассказ;
б)выявить сенсорные особенности музыки;
в)выбрать эмоциональные открытки, соответствующие характеру музыки;
г)рассмотреть цветные фигуры, отражающие эмоции грусти и радости;
е)нарисовать картину за окном;
Сюжетно-игровая интонация: Г.А.Никашина «Малыш и музыка» стр.78.
















       Музыкально-дидактическая игра
«Громко – тихо запоём»
                                                                             Возраст: от 5 до 6 лет
Цель: развитие диатонического слуха.
Оборудование:  любая игрушка.
Ход игры: Дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от неё. Игру можно провести, как развлечение.
«Громко – тихо»
Н.Г. Конова. Музыкально-дидактические игры для дошкольников.
Цель: закреплять умение в различении динамических оттенков музыки: тихо (p), громко (f), не слишком громко (mf).
Описание дидактического пособия: Карточка, разделенная на три квадрата. Три маленьких карточки-квадрата одного цвета, но различных по насыщенности, (одна оранжевого цвета, другая - розового, третья - бардового), которые условно соответствуют определенному динамическому оттенку. Карточка оранжевого цвета соответствует тихому звучанию музыки; розового - более громкому звучанию и карточка бардового цвета - громкому звучанию музыки.
Ход игры: Детям раздаются карточки, объясняется их назначение. Затем они слушают музыкальное произведение, где динамические оттенки изменяются последовательно: от негромкого (меццо форте) звучания первой части к тихому (пиано) второй и громкому (форте) - третьей. Пьеса исполняется дважды. Сначала дети слушают музыку. При повторном исполнении они выкладывают на карточке квадраты, соответствующие по цвету динамическим оттенкам музыки.
Для повышения интереса и эмоциональной активности у детей проводится музыкально-дидактическая подвижная игра, инсценировка небольшой сказки, где дети, изображая разных героев, должны были различать слова «громко», «тихо», «чуть потише», «чуть погромче» и изображать это. Каждый раз героев играли дети с разным уровнем сформированности динамического слуха, и день ото дня можно было наблюдать что-то новое с элементами творчества детей.


Музыкально-дидактическая игра
«Кулачки и ладошки»
                                                Н.Ветлугина «Музыка в детском саду, ст.гр.», с.58.
Возраст: от 5 до 6 лет
муз. Е.Тиличеевой сл. Ю.Островского
Цель: различение  ритма
Ход игры: Две группы детей («кулачки» и «ладошки») сидят на стульях и поочерёдно поют свои партии, точно отхлопывая ритм: первая кулачками, вторая ладошками. 

Музыкально-дидактическая игра
«Весёлые матрёшки»
                                                     Н.Ветлугина «Музыка в детском саду, ст.гр.».
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель:   развитие чувства ритма.
Оборудование: Большая матрёшка и маленькие (по числу  играющих)
Ход игры: В игре принимают участие несколько играющих. У взрослого в руках большая яркая матрёшка, у детей – маленькие. Взрослый отстукивает по столу несложный ритмический рисунок своей матрёшкой. Дети повторяют его маленькими матрёшками.
Н.Г. Конова. Музыкально-дидактические игры для дошкольников.


Музыкально-дидактическая игра
«Музыкальная лесенка»
Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников», с.56.
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель: дать детям представление о постепенном восходящем и нисходящем движении мелодии.
Оборудование  8-ступенчатая  лесенка и фигурка, которая перемещается по ней).
Ход игры: Педагог беседует с детьми об известных им в окружающей жизни ступеньках и лесенках.  Опираясь на опыт детей, педагог рассказывает им об особенной музыкальной лесенке, которую нельзя ни увидеть, ни потрогать руками, т.к. её ступеньки – музыкальные звуки – можно только услышать.   Детям предлагается прослушать движение мелодии вверх и вниз по ступенькам музыкальной. Педагог поёт песенку, сопровождая своё пение движением ладони по воображаемым ступеням.
 «Сту-пень-ки - зву-ки вверх и-дут, за-тем о-ни нас вниз све-дут».    
 Упражнение повторяется несколько раз вместе с детьми. 
















Музыкально-дидактическая игра
  «Нарисуй мелодию»
       Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников».
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель игры: развитие звуковысотного слуха.
Оборудование: Индивидуальные карточки с нотами  кружочками.
Ход игры: Педагог раздаёт детям индивидуальные карточки, на обороте которых приклеен конверт с нотами-кружочками.  Педагог пропевает песенку и даёт детям задание определить, из какого количества ступенек музыкальной лесенки она состоит.  Детям предлагается вместе с педагогом пропеть эту песенку, двигая ладошку по ступенькам. Педагог пропевает песенку по фразам, предлагая детям «нарисовать мелодию» на карточке, используя ноты-кружочки.   Дети вместе с педагогом пропевают песенку, глядя на графическое изображение мелодии на карточке.
Например:
Тётка – богатка,                         
Сшей мне рубашку.                    
Хочу нарядиться:                     
Еду веселиться.                         
И так далее….   (на двух, трёх, четырёх звуках).









Музыкально-дидактическая игра
 «Колокольцы – бубенцы»
      Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников».
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель: развитие вокального тембрового слуха.
Оборудование: колокольчик.
Ход игры: Дети, взявшись за руки, водят хоровод по кругу, исполняя песенку. Песенки исполняет ребёнок, которому педагог вручает колокольчик. Ребёнок, стоящий в центре круга, должен узнать поющего по голосу. Если узнавание происходит, поющий ребёнок, звеня колокольчиком, бегает внутри круга, а водящий пытается его поймать. Если узнавание не происходит, игра повторяется с новым солистом.













                







Музыкально-дидактическая игра
 «Ступеньки»
                            Н.Г.Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников», с.42.
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель:  развитие звуковысотного слуха.
Оборудование: лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрёшка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон).
Ход игры: Ребёнок- ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребёнок определяет движение мелодии верх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку по ступенькам лестницы. Следующий ребёнок действует другой игрушкой.
Н.Г. Конова. Музыкально-дидактические игры для дошкольников.







Музыкально-дидактическая игра
«Прогулка»
                                   Н.Г.Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников», с.38.
Возраст: от 5 до 6 лет

Цель:  развитие чувства ритма.
Оборудование: Музыкальные молоточки по числу играющих.         
Ход игры: Муз. рук.: «Сейчас мы с вами пойдём на прогулку, но она необычная, помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице» - музыкальный  руководитель медленно ударяет молоточком по ладони, дети повторяют такой же ритмический рисунок. « А теперь мы вышли на улицу, светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!» - частыми ударами передаёт бег. Все повторяют. «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю»- медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. «Но вдруг на небе появилась туча, закрыла  солнышко, и пошёл дождь. Сначала это были редкие капли, а потом начался сильный ливень»,- муз.рук. постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют. «Испугались дети и побежали в детский сад»,= быстро и ритмично ударяет молоточком.



Музыкально-дидактическая игра
 «Три поросёнка»
                                  Н.Г.Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников», с.35.
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель: развитие  звуковысотного  слуха.
Оборудование: На планшете  изображены лес и сказочный дом. В нём вырезано одно окошко, в котором вращающийся диск с изображением трёх поросят: Нуф-Нуф в синей шапочке, Наф- Наф - в красной, Ниф-Ниф - в жёлтой. Вверху на игровом поле прикреплены три пластинки от металлофона. Под пластинкой  фа первой октавы нарисована мордочка поросёнка в синей шапочке Нуф-Нуфа, под пластинкой ля первой октавы – поросёнок в красной шапочке – Наф-Наф, под пластинкой до второй октавы – поросёнок в жёлтой шапочке – Ниф-Ниф. Здесь же прикреплён молоточек от металлофона, 8-12 больших карт (по числу играющих), каждая разделена на три части (три окошка) с изображением шапочек трёх поросят.
Ход игры: Дети по очереди вращают диск. В окошке домика появляется поросёнок, например, в жёлтой шапочке. Ребёнок должен спеть «Я Ниф-Ниф» - на звуке до второй октавы и, если он спел правильно, получает карточку с изображением жёлтой шапочки и закрывает ею соответствующее изображение на своей карточке. если ребёнок затрудняется спеть, он играет на пластинке. Побеждает тот, кто раньше закроет все три части своей карты.










Сюжетная дидактическая игра
«Певец - попугай»
Л.С.Ходонович «Путешествие в мир музыки», с.25.
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель: Научить детей самостоятельно быстро вспоминать знакомые песни: петь acapella индивидуально и по цепочке.
Оборудование:  Разноцветный мяч.
Ход игры: Дети стоят в кругу, в центре которого лежит разноцветный мяч. По считалке выбирают водящего:
Раз, два, три!
                                         Раз, два, три!
                                         Быстро в круг выходи.
                                         Бери мяч, запевай,
                                         С попугаем поиграй!
Выбранный водящий выбегает в центр круга, берёт мяч в руки и говорит:
Ты, «певец- попугай»,
За мной точно повторяй,
Повторяй, не зевай
И красиво допевай!
Затем водящий поёт куплет или припев любой песни. Закончив пение, он бросает мяч одному из детей, а сам остаётся на месте. Ребёнок, поймавший мяч, становится теперь «певцом-музыкантом».Он повторяет пропетый водящим фрагмент песни и допевает следующий куплет. «Певец- попугай» занимает место водящего, а тот становится в круг к играющим. При повторении игры исполняется следующая песня.
            


Сюжетная дидактическая игра
Узнай по песенке»
Л.С.Ходонович «Путешествие в мир музыки», с.31.
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель: Научить детей различать восклицательные и повествовательные музыкальные интонации; сопоставлять игровые образы с высотой музыкальных звуков и пластинками металлофона; выразительно петь и играть на металлофоне песенку-образец или свою импровизацию на заданной высоте.
Оборудование:  Два металлофона, настольная ширма.
Ход игры: Педагог:
- Жили- были три брата, три весёлых медвежонка. Они очень любили играть в прятки.Когда должен был искать братьев старший медвежонок, он пел низким голосом (до первой октавы)
Раз, два, три, четыре, пять,
Я уже иду искать!
- Средний медвежонок пел эту же песню более высоким голосом, Соответствующим ноте соль. А младший медвежонок эту же песенку пел высоким голосом, соответствующему ноте си. Мама медведица хорошо различала голоса своих медвежат и всегда угадывала, кто поёт, а вот бабушка- медведица слышала плохо. Помогите ей узнать медвежонка по его песенке!
Взрослый за настольной ширмой играет на металлофоне и поёт песенку любого медвежонка на тех же звуках – до, соль, си. Затем говорит, обращаясь к ребёнку:
Раз, два, три!
Саша, медвежонка назови!
Если ребёнок называет правильно, он становится водящим, если неправильно – взрослый предлагает ему подумать и вызывает другого желающего ребёнка.
            

Сюжетная дидактическая игра
 «Подскажи голосок»
Л.С.Ходонович «Путешествие в мир музыки», с.33.
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель: Научить детей чисто и выразительно петь музыкальные интервалы на звуках ре, ми, ля и одновременно играть на соответствующих пластинках металлофона; побуждать к песенно-инструментальной импровизации.
Оборудование: Два металлофона, медальоны с изображениями медвежонка, лисы, мишки, столик.
Ход игры: Дети стоят в кругу, в центре которого находится столик. На нём лежат медальоны и два металлофона. По считалке выбирают водящего. Он подходит к столику, выбирает любой медальон, например с изображением медвежонка, надевает его, подходит к одному из металлофонов и одновременно с музыкальным руководителем говорит:
Я - мишка косолапый,
Люблю песни петь, ребята.
Саша, Сашенька, дружок,
Подскажи мой голосок!
Вызванный водящим ребёнок подходит к другому металлофону и с помощью музыкального руководителя или самостоятельно играет и поёт на звуке ре свою песенно-инструментальную композицию-импровизацию.
Мишка, мишка,
Ты поёшь низко!
Водящий (мишка) играет на пластинке и поёт ответ на этом же звуке:
Спасибо, Сашенька, дружок,
Я буду знать свой голосок!
Если вызванный водящим ребёнок спел и сыграл импровизацию правильно, водящий отдаёт  ему медальон и становятся в общий круг. Если вызванный ребёнок ошибается, он может пригласить себе на помощь друга, но тогда медальон достаётся тому, кто правильно исполнит песенную импровизацию. Дети, выигравшие медальоны, считаются победителями. Они выходят в центр круга и поют свою любимую песню.        


Сюжетная дидактическая игра
 «Найди золотой ключик»
Л.С.Ходонович «Путешествие в мир музыки», с.115.
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель: Научить дошкольников конструировать и преобразовывать  коллективные песенные импровизации, исполнять их хором без сопровождения с подвижными динамическими оттенками, чисто интонируя мелодию.
Оборудование: Плоскостные фигурки рыбок, рака, камней, водорослей для создания эффекта водоёма (крепятся на фланелеграфе), указка, на конце которой липкая лента, на неё крепится черепаха, плоскостное изображение золотого ключика, фланелеграф.
Ход игры:  Выбирают водящего. Он поворачивается спиной к фланелеграфу и не видит, что делают дети. Педагог с остальными играющими детьми прячет под любой из предметов, расположенных на фланелеграфе, золотой ключик. Затем зовут водящего. Он поворачивается лицом к детям, берёт черепаху, крепит её на указку и, медленно перемещая от одного предмета к другому, ищет золотой ключик, слушая подсказку детей: их пение, усиливающееся или затихающее в зависимости от приближения или удаления от золотого ключика.
Играют три-четыре раза, выбирая нового водящего. Каждый раз золотой ключик прячут под другой предмет.


Сюжетная дидактическая игра
«Давайте познакомимся»
Л.С.Ходонович «Путешествие в мир музыки», с.150.
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель игры: Научить дошкольников различать звуки разной высоты, соотносить их с представленным музыкально-игровым образом, чисто интонировать песенные импровизации, конструировать их в развёрнутые композиции.
Оборудование:  Плоскостные кораблики ( большие, средние, маленькие)- по одному на каждого ребёнка.
Ход игры: Играющие дети («капитаны» с корабликами в руках) свободно стоят в зале. Каждый должен придумать название своему кораблику. Водящий (педагог, а затем ребёнок) двигается змейкой между «капитанами» и поёт песенку «Жду!»
Как дела, корабли? Жду ваш голос издали!
Жду! Жду!
С окончанием пения водящий останавливается и дотрагивается да плеча того ребёнка, возле которого оказался. «Капитан», после слова «Жду!» поёт название своего корабля на высоте, соответствующий его размеру ( большой корабль – низкий звук, средний – звук средней высоты, маленький- высокий звук). Ребёнок, правильно проинтонировавший свою импровизацию, становится водящим.
           









Сюжетная музыкальная игра
 «Осень»

Возраст: от 5 до 6 лет
Цель    игры: развитие чувства ритма в процессе музыкально- речевого интонирования.
Оборудование: эмоциональная  открытка и карточка-модель  ритмоинтонации, изображающие      эмоцию спокойствия.
Ход игры:  Г.А. Никашина. В мире фантазии и звуков. Стр. 9.


Сюжетная музыкальная игра
«Цветы»
                                        Г.А. Никашина. В мире фантазии и звуков. Стр. 20.
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель игры: развитие  интонационной выразительности речи.
Оборудование: эмоциональные  открытки, примеры созвучий, карточки-модели  ритмоинтонаций, изображающие эмоции радости, печали, динамическая партитура.  
Ход игры: Г.А. Никашина. В мире фантазии и звуков. Стр. 20.























Сюжетная музыкальная игра
 «Повторяй за мной»
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель игры: развитие ладового чувства.
Оборудование:примеры созвучий, эмоциональные открытки,  изображающие эмоции радости, грусти, важности, сердитости, нежности.
Ход игры: Г.А. Никашина. В мире фантазии и звуков. Стр. 21.



Сюжетная музыкальная игра
«Говорим с солнышком»
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель игры: развитие музыкально- сенсорных способностей детей.
Оборудование: примеры созвучий,  открытки,  изображающие  эмоции нежности, грусти, бодрости, динамическая  партитура.
Ход игры: Г.А. Никашина. В мире фантазии и звуков. Стр. 18.























           
Сюжетная музыкальная игра
 «Ап-чхи»
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель игры: развитие у детей динамического слуха и чувства ритма.
Оборудование:  динамическая партитура.
Ход игры: Г.А. Никашина. В мире фантазии и звуков. Стр. 17.






















Сюжетная музыкальная игра
«Вазы»
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель  игры: развивать творческое воображение и музыкально-сенсорные способности детей (чувство ритма,  звуковысотный,     динамический слух)
Оборудование: фонограмма (звучание ваз), маленькая и большая вазы и палочки из стекла, карточки-модели  ритмоинтонаций, динамическая партитура.
Ход игры: Г.А. Никашина. В мире фантазии и звуков. Стр. 55.






















Сюжетная дидактическая игра
«Чей радист лучше»
                                                   Л.С.Ходонович «Путешествие в мир музыки», с.171.
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель    игры: Научить  детей передавать       на музыкальных инструментах ритмические рисунки и динамические оттенки; правильно называть музыкальные термины, свободно ими оперировать.
Оборудование:
1. Панно – рисунок моря с зигзагообразными   разрезами, по которым двигаются кораблики.
2.Карточки-телеграммы с изображением подвижных динамических оттенков (f;p;f>p;p<f).
3. Карточки-телеграммы с изображением ритмических рисунков  попевок и их  персонажей, закрытых  отгибающейся шторкой.
4.Набор детских музыкальных инструментов.
5. Ритмические палочки по 2 на каждого.
6. Фланелеграф.
7.Символы длительностей нот.
8.Наградные фишки.
Ход игры: Выбирается водящий, остальные делятся на три команды. Каждая команда выбирает своего        «радиста», который       располагается     вдали от неё. Водящий каждой команде  вручает «телеграмму» с рисунком того или иного динамического оттенка. Команда хором воспроизводит рисунок, пропевая любой звук, слог или сочинённое предложение, что оценивается, соответственно,1,2,3 фишками. Правильность исполнения текста телеграммы оценивают водящий и члены других команд. «Радист», прослушав  «текст» телеграммы, должен точно повторить прозвучавший динамический оттенок по выбору- либо движением корабля, либо танцевальной или инструментальной   импровизацией. За выбор  более  сложного    задания играющие награждаются большим числом фишек.
                 

Сюжетная музыкальная игра
«Башмаки»
                                                   Г.А.Никашина «В мире фантазии и звуков», с.87.
Возраст: от 5 до 6 лет
Материал: музыкальные произведения, эмоциональные открытки.
Игровое задание
Предлагаем:
А) послушать рассказ;
Б)послушать музыку и определить её характер;
В)выбрать открытки, соответствующие эмоциональному содержанию музыки (радость, грусть, важность, нежность, взволнованность, спокойствие
и т.д.)
Г) определить характер шага, соответствующий музыке (спокойный, важный,
суетливый, бегущий и т.д.)
Д) воспроизвести характер ходьбы под музыку.
Сюжет:
Загадка
Всегда послушен моде,
Как зеркало блестит,
Завязанный он ходит,
Развязанный стоит,
Догадаться же пустяк,
Что зовут его… (башмак)
Музыкальный руководитель. Жили-были старые башмаки. Много дорог они прошли: ходили по горам, бегали по тропинкам, шлёпали по лужам, скользили по снегу, встречая повсюду другие башмаки. Одни из них важно скрипели, другие, легко подпрыгивая, смеялись, а вот остальные…
Давайте послушаем музыку и расскажем, какими были остальные башмаки.
Музыкальные произведения:
Л.Бетховен, «Марш».
Г. Левкодимов, «Грустно».
Г. Левкодимов, «Полька».


Сюжетная музыкальная игра
«Балерины»
                                                    Г.А.Никашина «В мире фантазии и звуков», с.30

Возраст: от 5 до 6 лет
Материал: мелодии, графические схемы изображения мелодий, эмоциональные открытки, изображающие эмоции, шумовые звуковые средства, музыкальные игрушки-инструменты.
Игровое задание  Предлагаем:
А) послушать мелодию№1 и определить её характер: «Что вы почувствовали, слушая мелодию? Какая она по характеру?» (нежная, ласковая, добрая, светлая)
Б) выявить сенсорные особенности её звучания (высоко, низко, тихо, громко, быстро, медленно): «Как она звучит?»; В)рассмотреть графическую схему мелодии (эмоция внежности0 и открытку, соответствующую характеру эмоции; Г) показать образ балерины в движении, используя жесты, позы или мимику, соответствующие эмоции взволнованности; Д) сравнить мелодии №1 и 3 по эмоциональному содержанию и выявить их общие и противоположные сенсорные особенности звучания: «Похожи ли мелодии по звучанию? В чём их отличие?» Е) выбрать темброинтонации, соответствующие характеру мелодий, и инструментовать их с помощью шумовых звуковых или музыкальных средств.
Таким  же образом послушать остальные мелодии, сравнивая их по характеру звучания (эмоции: игривость и взволнованность; радость и задумчивость; решительность и нежность; задумчивость и решительность и т.д.)
Сюжет: Музыкальный руководитель. Балерины танцуют по-разному. Они грациозно прыгают, взволнованно кружатся на месте, кокетливо бегут на носочках. Их движения
всегда подчиняются музыке. Послушайте мелодии и расскажите, каких балерин вы увидели на сцене театра. №1 эмоция нежности №2 эмоция задумчивости №3 эмоция взволнованности
№4 эмоция решительности №5эмоция игривости №6 эмоция радости
Примеры мелодий по выбору музыкального руководителя.




Музыкально-дидактическая игра
«Два барабана»
                                                 Н.Ветлугина «Музыка в детском саду, ст.гр.», с.22.
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель игры: развивать ритмическое восприятие и музыкальную память.
Оборудование: барабан, бубен.
Ход игры: Дети строятся друг за другом в колонну. Под звуки марша идут по залу. Как  только меняется ритмический рисунок, останавливаются и поворачиваются лицом к центру. По очереди имитируют игру на барабане или просто отхлопывают в ладоши заданный ритм. Тому, кто точнее передаст ритмический рисунок, дают настоящий барабан. Он идет впереди колонны и играет на барабане.



















Музыкально-дидактическая игра
«Музыкальные инструменты»
Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников», с.62.
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель игры: развивать представление об изобразительных возможностях музыки.
Оборудование: карточки с изображением колокольчиков, металлофона, гармошки.
Ход   игры: Детям исполняются пьесы, в которых передаются характерные особенности звучания музыкальных инструментов. «Белка» - звучание колокольчиков, металлофона. «Парень играет на гармошке» - звучание гармошки. Дети должны выбрать подходящие к пьесе картинки.
Музыкальный репертуар: «Белка» Н. Римский-Корсаков, «Парень играет на гармошке»             Г. Свиридов



Музыкально-дидактическая игра
«Кто поёт?»
Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников», с.11.
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель игры: развивать у детей способность различать регистры (высокий, средний, низкий).
Оборудование: три карточки из картона, на которых изображены мама, папа и маленький сынишка.
Ход игры: Дети слушают рассказ о музыкальной семье (при этом музыкальный руководитель показывает соответствующие картинки), в которой все любят музыку и песню, но поют разными голосами. Папа - низким, мама - средним, сынишка - тоненьким, высоким голосом. Дети прослушивают исполнение трех пьес, звучащие в разных регистрах и получают их разъяснения. Пьеса, звучащая в низком регистре  называется “Рассказ папы” (папа рассказывает о военном походе); пьеса, звучащая в среднем регистре, называется “Колыбельная песня” (мама поет колыбельную своему сыну); пьеса, звучащая в высоком регистре, называется “Маленький марш” (мальчик, напевая, марширует под музыку). После повторного исполнения каждой из пьес дети отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную карточку и показывают ее, объясняя свой выбор. Задание выполняется всей группой детей, затем индивидуально, при этом “музыкальные загадки” исполняются в разной последовательности.












Музыкально-дидактическая игра
«Угадай  инструмент!»
Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников», с.62.
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель: развивать тембровый слух.
Оборудование: аккордеон, металлофон, арфа (каждого инструмента по два), колокольчик, деревянные ложки – 4.
Ход игры: двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые музыкальные инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой на таком же инструменте его повторяет. Если ребенок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать загадку. Если ребенок ошибся, то он слушает задание.
Игра проводится в свободное от занятий время.




Музыкально-дидактическая игра
«Что звучит?»
О.Н.Анцыпирович, О.Н.Зыль «Музыкально-эстетическое развитие детей дошкольн. возр.», с.22.
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель игры: развивать воображение и творчество,закрепить знание жанров музыки, формировать устойчивый интерес к различным видам и жанрам музыкального искусства.
Оборудование: Кукла, корзиночка, веера по количеству играющих детей, сложенные из цветной двусторонней бумаги.
Ход игры:
Педагог показывает куклу с веером и корзиночку с веерами для детей.
 - Кукла говорит: «Дружок, становись со мной в кружок!»
   Значит нас, детвора, ждёт весёлая игра.
Дети становятся в круг.
 - Есть у куклы Кати волшебный веер. Да не один, вот как много.
(Раздаёт детям веера, куклу сажает в центр круга).
 - Он может превращаться в различные предметы. Подумайте, что ещё можно сделать из веера,  как  его можно сложить?
В этой игре нам поможет музыка. Дети знают, что музыка бывает разная. Какие вы знаете  музыкальные жанры? Ответ детей.
Итак, если вы услышите вальс, веер останется веером, если марш – сложим из веера прямую дорожку, если полька – веер превратится в юбочку, а если зазвучит песенка -  веер станет гармошкой.
Проводится игра – моделирование «Волшебный веер»






Сюжетная дидактическая игра
«Передай привет»
                                             Л.С.Ходонович «Путешествие в мир музыки», с.27.
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель игры: научить детей петь и одновременно проигрывать на детских музыкальных инструментах ритмы знакомых песен; импровизировать ритмы и интонации разной выразительности.
Оборудование: набор детских музыкальных инструментов, карточки с изображением этих же инструментов.
Ход игры: Л.С. Ходонович. Путешествие в мир музыки. 2010 г. Стр.27.


Сюжетная дидактическая игра
«Ритм- помощник»
                                             Л.С.Ходонович «Путешествие в мир музыки», с.110.
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель игры: Научить детей передавать на металлофоне ритм звучащей мелодии и подвижные динамические оттенки- индивидуально, по музыкальным фразам (по цепочке), хлопками.
Оборудование: металлофон (1-3 шт.),плоскостная фигурка черепахи Тортилы, медальоны с изображением Буратино    или его плоскостные   фигурки(3 шт.)
Музыкальный репертуар: романс черепахи Тортилы из к/ф «Приключения Буратино». Муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина.
Ход игры: Л.С. Ходонович. Путешествие в мир музыки. 2010 г. Стр.116



Музыкально-дидактическая игра
«Музыкальный магазинчик»
                                               Л.С.Ходонович «Путешествие в мир музыки», с.125.

Возраст: от 5 до 6 лет
Цель игры: научить дошкольников определять по внешнему виду детские музыкальные инструменты, правильно называть их, различать по тембру.
Оборудование:  набор карточек с изображением  детских музыкальных инструментов в двух экземплярах, детские музыкальные инструменты соответствующие изображённым на карточках, стол, ширма настольная.
Ход игры: Л.С. Ходонович. Путешествие в мир музыки. 2010 г. Стр.131.




Музыкально-дидактическая игра
«Найди гнездо»
                                              Л.С.Ходонович «Путешествие в мир музыки», с.163.
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель игры:  научить дошкольников импровизировать на металлофоне; передавать в музыкальных интонациях высоту, динамику, исполнять акцент.
Оборудование:   металлофон, медальоны с изображением ворон,     воробьёв, соловьёв.
Ход игры: Л.С. Ходонович. Путешествие в мир музыки. 2010 г. Стр.173.



Музыкально-дидактическая игра
«Музыкальная арка»
                                           Л.С.Ходонович «Путешествие в мир музыки», с.183
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель игры:   учить детей отличать, правильно называть и передавать в движении характерные особенности музыкальных жанров ( марш, полька, вальс, песня).
Музыкальный репертуар:
Белорусская народная мелодия – «Перапёлачка» или «Саўка дыГрышка»;
«Лядзецкая полька», «Старажытныпалескі  вальс». Обр. В. Куприяненко, С. Прокофьев «Сказочный марш»
Ход игры: Л.С. Ходонович. Путешествие в мир музыки. 2010 г. Стр.195.




Музыкально-дидактическая игра
«Музычнае спаборніцтва»
                                                   Л.С.Ходонович «Путешествие в мир музыки», с.197.
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель игры: научить детей пересказывать белорусскую народную сказку; эмоционально откликаться на музыку; различать по       тембру инструменты белорусского народного оркестра и называть их; исполнять    импровизации на детских  музыкальных инструментах. 
Оборудование:  Музыкальное произведение ( напр. В. Кузнецов.  «Жалейка»), в котором  солируют инструменты  белорусского  народного  оркестра.
Два комплекта карточек с изображением белорусских народных инструментов,      два стола.
Ход игры: Л.С. Ходонович. Путешествие в мир музыки. 2010 г. Стр.210.




Сюжетная музыкальная игра
«Шёпот»
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель игры:  развивать у детей эстетическую      восприимчивость к окружаемому миру Оборудование: динамическая партитура, комплекс темброинтонаций,  карточки- модели ритмоинтонаций, шумовые и музыкальные игрушки-инструменты (маракасы, погремушки, бубен, ложки, барабан,  трещётки, тарелки).
Ход игры:  Г.А. Никашина. В мире фантазии и звуков. Стр. 23.



Сюжетная музыкальная игра
 «История камней»
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель игры: обогащать музыкально- сенсорный опыт      детей разнообразными видами слуховых, визуальных, моторных и цветовых ощущений.
Оборудование: детские шумовые и музыкальные игрушки- инструменты ( барабан, бубен, тарелки), бумага, деревянные бруски, камушки, комплекс темброинтонаций,  карточки- модели ритмоинтонаций.
Ход игры:  Г.А. Никашина. В мире фантазии и звуков. Стр. 24



Сюжетная музыкальная игра
 «Свистящий чайник»
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель игры: формирование у дошкольников сенсорных способов действия, направленных на художественное моделирование эмоционального содержания музыки.
Оборудование: фонограмма (свист кипящего чайника), динамическая партитура,  карточки- модели ритмоинтонаций, эмоциональные открытки, изображающие волнение, радость, решительность, грусть, графические схемы мелодий, музыкальные игрушки- инструменты.
Ход игры:  Г.А. Никашина. В мире фантазии и звуков. Стр. 25.




















Сюжетная музыкальная игра
 «Звенящие ракушки»
Г.А.Никашина «В мире фантазии и звуков»
Возраст: от 5 до 6 лет
Материал: ракушки (большие, маленькие разной формы0, колокольчики, металлофоны, бумага, фонограмма (звуки прибоя и крики чаек).
Игровое задание
Предлагаем:
А) послушать звучание ракушек (нежно постукивая ими, приложить к уху);
Что мы слышим?
Б) выявить характер и сенсорные особенности звука (нежный, загадочный, таинственный, шуршащий, тихий)
Какой звук? Что вы почувствовали, слушая его?
В) шепотом имитировать звучание ракушки на слоги «шу-ша-ши»;
Г) послушать фонограмму;
Д)аранжировать её с помощью колокольчиков, металлофона, бумаги и речевых интонаций.
Сюжет:
«В море живёт очень много разнообразных ракушек. Они маленькие и большие, круглые и продолговатые, хрупкие и крепкие, игривые и мудрые.
Заберётся ракушка на дно морское, приляжет тихонько и наблюдает за тем, что происходит в море синем. Лежит таинственно, думает. Да не тут –то было! Подружки ракушек- любопытные морские волны - так и норовят с ними поиграть. То под ракушкой проплывут, то вверху порезвятся, то песочком укроют. Вот так целыми днями и переносят волны их с одного места на другое. А ракушки погружаются вновь в песочек, переливаясь перламутром, и нежно позванивают им в ответ».



Сюжетная музыкальная игра
«Непоседливые блюдца»
Г.А.Никашина «В мире фантазии и звуков»,с.27
Возраст: от 5 до 6 лет
Материал: динамическая партитура, комплекс темброинтонаций, чайные блюдца, десертные ложки, крышки заварочных чайников, колокольчики, металлические трубочки, треугольник.
Игровое задание
Предлагаем:
А) послушать перезвон блюдец;
Б) выявить характер и сенсорные особенности звучания (нежный, спокойный, задумчивый, тихий, высокий);
В) подобрать темброинтонации, похожие на перезвон;
Г) имитировать интонациями звучание блюдца на слоги «цзинь», «трень», «брюль»;
Д) послушать рассказ.
Сюжет:
Музыкальный руководитель. Блюдца были очень непоседливыми. Однажды ночью все в доме уснули, только чайным блюдцам совсем не хотелось спать.
Вначале они нежно и тихо позванивали, затем беспокойно заёрзали на посудных полках: «Трень-трень-трень! Цзынь-цзынь-цзень!» Так постепенно блюдца разбудили всех своих друзей. К ним присоединились ложки, чашки, крышки чайников, тарелки. Как вы думаете, что произошло дальше?
(Ответы детей)
Варианты ситуаций:
А) затеяли тихий концерт. Можно задать вопрос: «Почему тихий?»;
Б) устроили шумное представление;
В) разбушевались и упали с полок, разбились;
Г) пришла важная кастрюля и всех уложила спать.
Далее детям предлагается создать и воспроизвести тембровую и динамическую партитуру тихого или шумного концерта посуды с помощью звучащих предметов или музыкальных игрушек-инструментов.



Сюжетная музыкальная игра
«Болтливая машинка»
Г.А.Никашина «В мире фантазии и звуков»,с.28
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель игры: формирование у дошкольников сенсорных способов действия, направленных на художественное моделирование эмоционального содержания музыки.
Оборудование: фонограмма ( работающая печатная машинка) в разном динамическом и темповом исполнении ( тихо, громко, медленно, быстро), примеры созвучий, карточки-модели ритмоинтонаций, графические  схемы мелодий, шумовые и музыкальные игрушки-инструменты.
Ход игры:  Г.А. Никашина. В мире фантазии и звуков. Стр. 28



















Сюжетная музыкальная игра
 «Часы»
Г.А.Никашина «В мире фантазии и звуков»,с.28
Возраст: от 5 до 6 лет
Материал: фонограммы (игривый, спокойный, важный звук часов), карточки-модели ритмоинтонаций, музыкальные игрушки-инструменты.
Игровое задание
Предлагаем:
А)послушать фонограммы;
Б)выявить характер и сенсорные особенности звука (спокойный, игривый, важный, громкий, тихий);
В) создать ритмическую модель хода часовых стрелок из соответствующих
Блоков ритмоинтонаций в зависимости от характера звучания;
Г) проинтонировать звукоподражания ходу часовых стрелок (слоги «тик, тили - таки, так») и воспроизвести ритмический рисунок в игре на музыкальных инструментах.
Сюжет:
Часы стоят, часы идут,
Они спешат и отстают,
И говорят за шагом шаг
То «тик», то «так»,
То «тик», то «так»,
Хотя ни языка, ни ног
Найти бы ты у них не смог.
Они нужны не для красы-
Диктуют время нам часы.



Сюжетная музыкальная игра
«Важный телефон»
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель игры:  развивать у детей эстетическую      восприимчивость к окружаемому миру
Оборудование: фонограмма (разные телефонные звонки), примеры созвучий, отражающие змоцию важности, карточки-модели ритмоинтонаций, музыкальные игрушки-инструменты.
Ход игры:  Г.А. Никашина. В мире фантазии и звуков. Стр. 29.






















Сюжетная музыкальная игра

«Разговор кастрюль»
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель игры:  развивать творческое воображение и сенсорные    возможности (чувство ритма, звуковысотный, динамический, тембровый слух).
Оборудование:     крышки кастрюль, карточки-модели ритмоинтонаций.
Ход игры:  Г.А. Никашина. В мире фантазии и звуков. Стр. 50.





















Сюжетная музыкальная игра
«Ложки»
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель игры:  развивать творческое воображение и сенсорные    возможности ( чувство ритма, звуковысотный, динамический, тембровый слух).
Оборудование: маленькие и большие металлические ложки, карточки-модели ритмоинтонаций.
Ход игры:  Г.А. Никашина. В мире фантазии и звуков. Стр. 51.



















Сюжетная музыкальная игра
«Колокольчики»
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель игры:  развивать творческое воображение и сенсорные    возможности ( чувство ритма, звуковысотный, динамический, тембровый слух).
Оборудование: маленькие и большие  колокольчики, карточки-модели ритмоинтонаций.
Ход игры:  Г.А. Никашина. В мире фантазии и звуков. Стр. 52.

























Сюжетная музыкальная игра
«Шумовой оркестрик»
Г.А.Никашина «В мире фантазии и звуков»,с.51
Возраст: от 5 до 6 лет
Материал: деревянные, металлические, пластмассовые, бумажных звуковые средства.
Игровое задание
Предлагаем:
А) рассказать о характере музыки. Вопрос: «Как вы думаете, какая музыка будет звучать, если  в оркестре вместо музыкальных инструментов будут играть бумажные шуршалки (деревянные предметы, металлические трубки и т.д.)?»
Б) послушать музыкальный фрагмент (по выбору музыкального руководителя);
В)выбрать шумовые звуковые средства, соответствующие эмоциональному содержанию музыки;
Г) оркестровать музыку с помощью бумажных шуршалок,  металлического перезвона, деревянного перестука в зависимости от эмоционального содержания музыки.













Музыкально-дидактическая игра
«Какой колокольчик звучит»
                           Н.Г.Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников», с.33.
Возраст: от 5 до 6 лет
Цель: Развитие звуковысотного слуха.
Оборудование: Пять наборов колокольчиков по типу «Валдай».
Ход игры: В игре участвуют пять детей, один из них ведущий. Он садится за небольшой ширмой или спиной к играющим и  звенит то одним, то другим колокольчиком. Дети должны в своём наборе найти колокольчик, соответствующий данному звучанию, и прозвенеть им. При повторении игры ведущим становится тот, кто правильно определял звучание каждого колокольчика.




















Комментариев нет:

Отправить комментарий